Как изменить свои привычки

Азбука чувств

Поведение человека строится в соответствии с азбукой чувств. Два этапа А и Б необходимы для того, чтобы возникли наши чувства и определилось поведение:
А - восприятие какого-либо события: Вы видите, слышите, обоняете, осязаете и т.п.;
Б - оценка этого события как положительного, отрицательного или нейтрального;
В - наши чувства и поведение. У вас появляется определенное ощущение, вследствие того, как вы воспринимаете событие: вы грустите, испытываете страх, злость, депрессию и т.д. и ведете себя соответствующим образом.

Наши родители тысячи раз демонстрировали нам определенные способы поведения, а мы им подражали. Мы повторяли увиденные способы действия до тех пор, пока они не становились нашими собственными. Мы рассматривали эти способы поведения как присущие нам самим и единственно возможные. При этом мы больше не отдаем себе отчет в том, что говорим и как оцениваем ситуацию. Создается видимость, что наше поведение проявляется как бы автоматически, без контроля с нашей стороны.
Если вы неоднократно поступаете одним и тем же образом, у вас развивается привычка. Говоря о привычке, подразумевают, что человек ведет себя автоматически, бессознательно, не раздумывая.
Если вы хотите изменить привычки, это потребует от вас определенного напряжения. Вы должны пройти пять этапов прежде чем сформируете у себя новую привычку.

Пять этапов переучивания

1. Вы принимаете решение изменить свою привычку и мысленно готовитесь к этому. Учитесь тому, как следует думать по-новому, чтобы испытывать другие чувства и по-другому себя вести.
2. Вы изменяете свое поведение: тренируете новый способ поведения в действительных ситуациях, свое поведение в воображении.
3. Вы испытываете новые необычные ощущения: учитесь пока игнорировать свои ощущения и воспринимать их как сигнал своей старой привычки. Этот этап является самым трудным. Тело восстает и требует то, к чему оно привыкло. Необходимо игнорировать требования тела. Нужно понимать, что то, что говорит тело, является только отголоском давно приобретенной привычки. Организм не всегда мудр. Иногда он подает вам сигнал о том, что ваше поведение вредно лишь спустя некоторое время.
4. Ощущение и поведение полностью совпадают, они созвучны. Однако пока вы еще мыслите сознательно.
5. Вы сформировали у себя новую привычку. Поведение и ощущение возникают автоматически.

Три правила здорового мышления

Чувства и поведение формируются под влиянием определенных мыслей.
Если мы привыкли неправильно мыслить, то со временем в нашем организме развиваются согласующиеся с этим мышлением чувства. Эти чувства рождают в нас веру, что мы поступаем правильно, и побуждают нас к деструктивному поведению. Мы можем таким образом поверить в любую вредящую нам мысль, а значит, вызвать у себя соответствующее чувство. Как только мы ощутим это чувство, у нас уже не будет сомнения, правильна эта мысль или нет. Поэтому необходимо постоянно проверять себя, задавать себе такие вопросы:
- сообразуются ли мои мысли с объективной реальностью?
- способствуют ли мои мысли поддержанию здоровья?
- способствуют ли мои мысли достижению моих кратко и долгосрочных целей?
Здоровое мышление основано на фактах и сообразуется с объективной действительностью. Это правило особенно важно. Под фактом понимается то, о чем я думаю, что поддается доказательству. Противоположностью является личное мнение. Личных мнений столько же, сколько и людей, каждый же факт единственный в своем роде.
Например. Избыточная еда является тем способом поведения, который кратковременно действует в нас расслабляюще и успокаивающе, а с точки зрения долговременных целей - вредит.
Чтобы облегчить свое положение, нужно всегда иметь наготове какое-нибудь занятие, которое могло бы отвлечь от деструктивного действия. Старайтесь в каждой конкретной ситуации найти такое занятие, которое доставляло бы вам не меньше удовольствия, чем деструктивное действие, от привычки к которому вы хотите избавиться.

Запишите на небольшой карточке два-четыре наиболее любимых вами занятия:
Если мне захочется делать то-то и то-то, всегда вместо этого я лучше буду:
1) ...
2) ...
3) ...
4) ...

Если вы уже разработали для себя новые планы для критических ситуаций, т.е. продумали, как сможете направить по иному руслу свои мысли и, следовательно, изменить свое поведение в соответствии с мыслями, значит, вы уже перешагнули первую ступеньку на пути процесса переучивания.

Тренировка

Наш мозг может сформировать новые способы поведения и новое мышление двумя путями. Для этого нужно:
- постоянно повторять себе то, чего мы хотим добиться, пока это не закрепится в мозгу (практическое обучение);
- представлять себе то, что требуется, проигрывать в голове, пока это не станет для нас органичным (обучение в воображении).

Принцип обучения в воображении срабатывает всегда. Неважно, рисуем ли мы в своем воображении то, что хотим, или то, чего не хотим. И поскольку особенность человеческого воображения в том, что оно оказывает влияние на наше поведение и физические ощущения в гораздо большей степени, чем просто мысли, необходимо выработать новую программу, приучить себя к ней и повторять ее до тех пор, пока она не станет означать для вас нормальное, естественное, органичное поведение.
Сознательно себя настраивайте, давайте себе указание, как себя вести, руководствуясь составленным вами списком вариантов занятий в подобных ситуациях. "Я хочу делать это и буду чувствовать себя при этом...". Такие мысли рисуют в вашем воображении вполне определенную картину. Мысли и образы, представления при этом будут согласовываться друг с другом и поддерживать вас. Представляйте, что новое занятие, которое вы выбрали взамен деструктивного, доставляет вам удовольствие, и при этом вы хорошо себя чувствуете.
Делайте упражнения на воображение применительно ко всем ситуациям, в которых вы обычно поступаете деструктивно, ко времени суток, к физиологическому и психическому состоянию. Особенно важно продумать по меньшей мере один вариант занятия для каждой критической ситуации. Зная о возможном возникновении подобной критической ситуации, заранее продумайте свое поведение.
Привыкая к альтернативному поведению, вы с каждым разом ослабляете свою потребность в деструктивном действии. Представляйте это упражнение в виде одной и той же кулисы, открывая которую, вы каждый раз смотрите новый фильм со счастливым концом. Старый сценарий, где действие было деструктивным, а конец - разочарованием, превращается в новый сценарий, где действие представляет собой ваше альтернативное поведение, а конец - достижение желаемой цели.

Краткие выводы по важнейшим пунктам тренировки воображения

1. Представляйте в воображении ситуации, в которых вы должны привить себе иное, новое поведение.
2. Представляйте себе, как вы говорите: "Я хочу сделать то-то и то-то и затем выполнять альтернативную программу".
3. Представляйте, что при этом вы себя хорошо чувствуете.
4. Следите за тем, чтобы ваши мысли были сформулированы в положительном тоне и избегайте слов: "нет", "никогда больше", "никакой" и т.п.

Проделывайте упражнения 3-4 раза в день по 10-15 минут, воображая критические ситуации и свое поведение в них:
- по утрам;
- перед обедом;
- во второй половине дня, после окончания работы;
- по вечерам в кровати перед засыпанием;
- непосредственно перед возникновением критической ситуации.

По опыту известно, что лучше всего что-либо усваивается в спокойном, расслабленном состоянии. Поэтому повысить воздействие упражнений на развитие воображения можно предварительно выполнив упражнение на расслабление.

Упражнение на расслабление

Сядьте или лягте. Если хотите, закройте глаза. Дышите немного глубже, чем дышите обычно. Затем одним движением выдохните, не задерживая после вдоха дыхание. После выдоха задержите дыхание на 6-10 сек. Мысленно посчитайте с 1001 до 1006 или до 1010. После задержки дыхания вдохните снова, затем одним движением выдохните, не задерживая дыхание. Затем снова задержите дыхание на 6-10 сек. Повторяйте это дыхательное упражнение в течение 2-3 мин или до тех пор, пока не почувствуете себя спокойнее и бодрее.

Итак, самые главные этапы изменения поведения:
- вести дневник, куда записывать свои удачи и неудачи;
- применять в критических ситуациях азбуку чувств;
- анализировать свои мысли и приводить их в соответствие с тремя правилами здорового мышления;
- выработать альтернативную программу поведения;
- делать упражнения на развитие воображения и расслабление.

Рецидив

Каждый рецидив - запрограммирован, то есть не является громом среди ясного неба. Если вы в какой-либо ситуации снова вернулись к деструктивному поведению, значит, вы делаете это, потому что сами на это решились.
Смиритесь со своим срывом и лучше поразмыслите над тем, как вы сможете поступить в следующий раз, если поддадитесь слабости. Так или иначе, но повернуть события назад все равно невозможно.Побудите себя к новой попытке. Чувство вины и злость на себя в таких случаях плохие помощники.

Карин Берг. Из книги "Желаемого веса можно достичь".








Комментариев нет:

Отправить комментарий